Это химический источник электричества. Сердце электропогрузчика, это самая дорогая его запчасть.
К выбору АКБ надо подойти со всей серьезностью. Поскольку это определит схему работы погрузчика.
На сегодня используются три основных типа батарей – щелочные, кислотные и литий-ионные.
Щелочные практически ушли со сцены, поскольку очень дороги как в покупке, так и в обслуживании.
Кислотные, в разных вариантах исполнения занимают большую часть рынка складской техники.
Литий-ионные – относительно новый тип, который только начинает использоваться в складской технике. Это те же батареи, что используются в современных смартфонах. Заметными преимуществами – высокая плотностью энергии, возможностью подзаряда дают ясные перспективы для использования. Но главный их недостаток – цена. Именно стоимость является причиной относительно небольшого распространения этих типов батарей на средствах напольного транспорта.
В качестве анода выступает свинец, катода – окись свинца, а электролит – кислота. Технология изготовления достаточно совершенна и общеизвестна.
Недостатком использования классических кислотных с жидким электролитом является стоимость обслуживания. Для нормальной эксплуатации необходим специалист – аккумуляторщик и специальная оборудованная зарядная комната. При зарядке выделяется взрывоопасный газ – водород, а также необходимо проверять и доливать в батарею дистиллированную воду. Кроме этого, сам процесс зарядки занимает 8 – 12 часов. Проводить подзаряд не рекомендуется. Только полный разряд и полный заряд. Если упустить что-либо из этого процесса, то срок службы резко сократится.
Все это вместе привело к разработке новых типов кислотных батарей, обслуживание которых было бы упрощено, не требовалось бы использование зарядных комнат и специально подготовленного специалиста.
Следующим этапом развития кислотных стали батареи, в которых электролит был не жидким, а связанным. Например – гель.
Это достаточно распространенный класс кислотных АКБ, которые по конструкции повторяют классические, но в электролит добавлен желирующий агент – гелевые батареи.
В результате получились необслуживаемые, для зарядки которых не требуются зарядные комнаты.
Правда зарядные устройства для этих батарей дороже обычных. Гель проводит электричество хуже, чем жидкость, поэтому внутреннее сопротивление выше, чем в классических. Как следствие – у этих есть ряд серьезных недостатков – меньший жизненный цикл, запрет на интенсивную эксплуатацию, опасность перегрева, большое время заряда, опасность перегрева и так далее. Конечно, цена гелевых АКБ выше, чем цена обычной кислотной.
Тем не менее, они очень широко распространены и рекомендованы для использования в пищевой и фармацевтической промышленности.
Для устранения этих недостатков были разработаны новые типы батарей, в которых увеличена площадь электродов при помощи использования тонких платин из сверхчистого свинца. Для связывания электролита стали использовать сорбент Absorbent Glass Mat (AGM). В результате получились необслуживаемые, с относительно низким внутренним сопротивлением, способные выдерживать большой ток зарядки без выделения водорода. Следствием этого стало уменьшение времени заряда, и возможность проводить подзаряд. Соответственно, для обеспечения такого режима заряда зарядное устройство должно быть мощнее, чем обычное. Время заряда 5 часов, за 1 час возможен подзаряд на 40%. Такое ЗУ дороже, как, впрочем, дороже и сама АКБ.
Возможность использования подзаряда позволяет работать на одной батарее больше, чем одну смену.
Примером является NexSys от компании EnerSys.
Этот тип объединил в себе преимущества всех типов.
От литий ионных – возможность безболезненного подзаряда, от гелевых отсутствие необходимости в зарядных комнатах и обслуживании, от кислотных – проверенная технология и пожаробезопасность.
По цене комплект АКБ NexSys + ЗУ сопоставимо с комплектом Гелевая батарея + ЗУ.
Существует множество различных видов литий-ионных батарей (ЛИА). Проблема безопасности, отражённая во множестве историй про взорвавшиеся телефоны, существует. В отличие от свинцовых, там есть чему гореть. Поэтому для промышленного применения используют ячейки на основе Литий-Железо-Фосфатов (LiFePO4). В результате при высокой плотности энергии получили относительно низкую пожароопасность.
Эти необслуживаемые, быстро заряжаются, время полного заряда не превышает 2 часа. Поэтому при правильной организации эксплуатации техники с ЛИА с подзарядом возможна круглосуточная работа без замены АКБ. Конечно, ЛИА дороже чем остальные виды АКБ.
Тип | Подкласс | Преимущества и сферы применения |
Недостатки |
---|---|---|---|
Щелочные батареи | Долговечность. В армии и обороне. |
Высокая стоимость и дорогое обслуживание. | |
ЛИА | Быстрый заряд, возможность подзаряда, необслуживаемые. Могут применяться повсеместно. |
Самая высокая стоимость и более высокая пожароопасность |
|
Кислотные батареи | Классические батареи с жидким электролитом |
Самый распространённый вид батарей из-за низкой цены. Повсеместно. |
Высокая стоимость обслуживания – необходимость в зарядных комнатах и специалистах, большое время заряда и запрет подзаряда. |
Гелевые батареи | Широко используемые в пищевой и фармакологической отраслях, низкая стоимость владения. |
Высокая стоимость батареи, малый ресурс, большие риски перегревов, большое время заряда и запрет подзаряда. |
|
NexSys | Большой ресурс, возможность подзаряда, большая скорость заряда, использование с большой интенсивностью. |
Высокая стоимость батареи и зарядного устройства. |