Пирамида устойчивости погрузчика или как погрузчик может стать мышеловкой и как этого избежать

Мышеловка

Прежде чем мы поговорим о причинах, по которым погрузчик может перевернуться,
мы хотели бы напомнить очевидные вещи, о которых многие даже не думают.

Исследования OSHA

Несчастный случай

Недавние исследования Европейского агентства по безопасности и гигиене труда (OSHA) показали, что несчастные случаи, связанные с опрокидыванием погрузчиков, являются основной причиной несчастных случаев со смертельным исходом на рабочем месте. Почти всегда водитель оказывался в «мышеловке» между погрузчиком и землей, что приводило к серьезным травмам головы или верхней части тела.

Но так быть не должно.

В этой статье мы объясним, почему погрузчики опрокидываются, поскольку опыт показывает, что многие водители погрузчиков не полностью понимают это.

Для чего нужен ремень безопасности?

Столкновение на скорости

При столкновении автомобиля ремень удерживает водителя в кресле, не позволяя ему удариться о рулевое колесо или ветровое стекло. Это понятно, потому что скорость автомобиля высокая и не пристёгнутый водитель подвергает себя большой опасности. Так для чего вилочные погрузчики оборудованы ремнем безопасности… ведь их скорость намного ниже?

Удивительная правда заключается в том, что ремень безопасности на вилочном погрузчике предназначен не для защиты водителя от столкновения на скорости. Он нужен для того, чтобы в случае аварии остановить его от естественного стремления выскочить из кабины.

Функционально ремни безопасности в вилочных погрузчиках предназначены для предотвращения соскальзывания водителей с сиденья в направлении вверх и наружу. Это позволяет избежать рисков защемления какой-либо части тела (к сожалению, чаще всего это бывает голова) водителя между защитным ограждением кабины и полом.

Думаю, никто не будет спорить, что в случае опасности базовые инстинкты человека заставляют покинуть опасное место как можно быстрее. Поэтому, когда вилочный погрузчик начинает опрокидываться, человеческий мозг заставляет водителя попытаться выбраться из погрузчика. Пытаясь спастись таким образом водитель оказывается в «мышеловке» между защитной крышей и землей. Очевидно, что травмы, которые в этом случае неизбежны, могут быть очень и очень серьезными. Вплоть до смертельного исхода.

Как выжить в мышеловке:

Без ремня безопасности можно попытаться обезопасить себя в случае опрокидывания с помощью следующих трех пунктов:

Направление опрокидывания

1Отклонитесь от направления опрокидывания

Рулевое колесо

2Крепко ухватитесь за рулевое колесо чтобы оставаться на сиденье

Уперитесь ногами в пол

3Упереться ногами в пол, чтобы заставить себя остаться на сиденье

Но лучше всего – пристегнитесь ремнем безопасности!

Ремень безопасности

Никакая подготовка, опыт или знания, кажется, не останавливают людей, пытающихся «победить мышеловку».

Если при опрокидывании водитель не теряет самообладания, изо всех сил удерживаясь в кабине, он, возможно, будет в синяках, но останется живым.

Однако исследования показали, что желание выскочить из кабины настолько непреодолимо, что лучшая из всех мер предосторожности – это пристегнуться ремнем безопасности, чтобы водитель не СМОГ выпрыгнуть!

Вот что вы можете сделать сегодня, чтобы начать спасать жизни: сделайте это правилом – каждый водитель должен быть постоянно пристегнут. Если вы видите, что кто-то на вашем рабочем месте водит погрузчик не пристегнутым, остановите его и потребуйте, чтобы он пристегнулся.

Быть может, для наших мачо — это не очень круто – пристегиваться в медленно движущимся вилочном погрузчике, но помните, что лучше пристегнуться ремнем, чем быть раздавленным…

Почему погрузчики опрокидываются?

Центр тяжести вилочного погрузчика

Существует множество причин, из-за которых погрузчик может опрокинутся. Однако, во всех случаях причина кроется в нарушении правил вождения и плохого понимания основных принципов устойчивости вилочного погрузчика.

В основе устойчивости погрузчиков лежит так называемая пирамида устойчивости. Инструкторы по погрузчикам признают пирамиду одним из самых сложных, но важных понятий для обучения. Исследование вскрыло парадоксальную картину – при обучении водителей не хватает времени чтобы гарантировать, что этот принцип действительно усвоен.

A. Задняя часть пирамиды устойчивости - центр задней оси
B. Передняя грань пирамиды устойчивости.
C. Центр тяжести погрузчика.
D. Задняя часть пирамиды устойчивости погрузчик с грузом.
E. Центр загрузки груза
F. Комбинированный центр тяжести погрузчика (КЦТП) с грузом при разной высоте подъема

Как перемещается центр тяжести?

Основанияе пирамиды устойчивости

Чтобы система погрузчик–груз не опрокидывалась, комбинированный центр тяжести (F) должен находиться внутри треугольника – основания пирамиды устойчивости.

Собственный центр тяжести погрузчика (С) обычно примерно на 20 см ниже места водителя. У груза тоже есть центр тяжести, его обычно называют центром загрузки (E), обычно в 500 мм впереди спинки вилки. Вместе они дают объединенный центр тяжести, иначе называемый комбинированным (F). Это движущийся центр тяжести, поскольку при работе погрузчик поднимает груз. Именно он и должен оставаться внутри пирамиды стабильности. Если эта точка переместится за пределы передней части пирамиды, грузовик опрокинется вперед. Если он покинет пирамиду влево или вправо, грузовик наклонится в сторону.

КЦТП (F) всегда находится на линии, проведенной от центра тяжести погрузчика к центру нагрузки. Поэтому при подъеме груза КЦТП перемещается вместе с ним вверх. А поскольку у нас пирамида, то треугольник, в котором должен оставаться КЦТП, становится все меньше и меньше...

Почему именно треугольник?

Основание погрузчика

Многие водители погрузчиков не могут смирится мыслью, что основание их пирамиды устойчивости именно треугольник. Ведь у погрузчика чаще всего четыре колеса. И логично, что это должен быть квадрат с колесами на каждом углу. Но в действительности, основание пирамиды соединяет два передних колеса на земле с центральной точкой поворота на задней управляемой оси – так что даже на четырехколесном грузовике это треугольник с одной точкой в центре задней оси.

Также большинство людей думает, что пирамида имеет квадратное основание, как в Египте. Пирамида, основанная на треугольнике, на самом деле называется тетраэдром. Удерживать КЦТП внутри треугольника еще сложнее, чем в квадрате, потому что он меньше!

Почему именно треугольник?

Поскольку пирамида быстро сужается до точки, грузы, которые очень устойчивы при малой высоте подъема, быстро становятся нестабильными при более высоком подъеме, поскольку КЦТП необходимо удерживать во все меньшем и меньшем треугольнике. При большой высоте подъема этот треугольник может быть удивительно маленьким.

Чем больше скорость, тем больше опасности

Основание вилочного погрузчика

A. Направление движения
B. Центробежная сила
C. Результирующая сила
D. Ускорение

К сожалению, центр тяжести - не единственная действующая сила. В движущемся погрузчике возникают дополнительные силы, вызванные ускорением или замедлением грузовика. Даже довольно плавное торможение может сместить КЦТП вперед за пределы треугольника, создавая риск опрокидывания.

Еще хуже это динамические силы, вызванные поворотом, которые толкают погрузчик вбок в направлении, противоположном направлению поворота.

Эти силы могут быть небольшими на низких скоростях, но они все равно перемещают КЦТП, стремясь вывести его из треугольника. А при поднятом грузе этот треугольник еще и очень маленький. Вот почему правильно обученные водители никогда не будут маневрировать или с поднятым грузом.

Нет груза, нет опасности?

Устойчивость погрузчика

Езда без груза не является гарантией от опрокидывания грузовика. Когда погрузчик без груза, КЦТП перемещается назад, что также увеличивает риск опрокидывания. И вы легко можете это почувствовать при резких манёврах если едете на пустом погрузчике. Вилочные погрузчики не гоночные автомобили – они не должны делать резких поворотов на скорости или резко тормозить.

На твердой земле

И если погрузчик может быть устойчивым на ровной твердой поверхности, то там, где есть какой-либо уклон, можно очень быстро ее потерять.

Работа на пандусах является вполне обычной работой для вилочных погрузчиков. Но в этих условиях погрузчики становятся очень уязвимыми, если они поднимают груз. По этой причине погрузчики всегда должны двигаться под уклон задним ходом с как можно меньшим грузом, который нужно опустить как можно ниже.

В реальности опасность работы гораздо выше. Колесо, попавшее в ямку, или наехавшее на камень, даже на невысокой аппарели, может опрокинуть грузовик.

Навесное оборудование

Навесное оборудование вилочного погрузчика

Если используется навесное оборудование, например, рулонзахват, вес самого захвата вкупе с увеличением центра загрузки перемещает КЦТП намного дальше вперед ... значительно увеличивая вероятность опрокидывания погрузчика. Поэтому для водителя жизненно важно полностью понимать изменившиеся рабочие характеристики вилочного погрузчика с навесным оборудованием.

Их жизнь в твоих руках

Когда мы говорим о погрузчиках, то «Несчастный случай» – это, чаще всего, происшествие, связанное с плохим вождением, плохой подготовкой, плохим техническим обслуживанием, плохой рабочей средой или любой их комбинацией.

Что делать?

Ограничивающие действия оператора

Убедитесь, что на всех ваших вилочных погрузчиках есть настройки ограничивающие действия оператора, позволяющие минимизировать риски возникновения «Несчастных случаев» – ограничители скорости, ограничители подъема, скорости наклона и тд.

Убедитесь, что все водители всегда пристегнуты ремнями безопасности, и найдите вариант, как принудить пристегнуться тех, кто этого не делает.

Занимайтесь обучением водителей и повышением их квалификации, чтобы обеспечить понимание техники безопасности.